Дарья Соловьева рассказала о невербальных средствах проведения презентаций

Дарья Соловьева, HR Директор Управления по работе с персоналом компании KPMG в России и странах СНГ провела мастер мастер-класс «Presentation Skills» для участников Молодежного движения. Событие состоялось 31 марта 2010, рабочим языком был английский.
Будучи превосходным презентатором, Дарья всем своим внешним видом, словами и темпом речи, жестами и другими невербальными приемами показывала то, к чему нужно стремиться человеку, желающему добиться успеха при публичных выступлениях.
Ведь помимо смыслового содержания речи важным является умение презентующего воздействовать на аудиторию посредством различных невербальных приемов.
Дарья выделила 8 non-verbal skills:
  1. Зрительный контакт с аудиторией. По словам Дарьи, презентатору следует охватывать взглядом всех слушателей, не задерживаясь ни на ком дольше 3 секунд и обратив свой взгляд в наиболее безопасную часть лица – область третьего глаза (середина лба ближе к бровям). Поступая таким образом, презентатор может отследить реакцию и поведение аудитории и выстраивать свое выступление уже сообразно с ними.
  2. Передвижения должны исключать 2 крайности: не нужно стоять на месте совсем без движения, но и беспрестанно перемещаться по залу также не следует. Все движения должны совершаться с определенной целью и гармонично вписываться в выступление. Оратору следует занимать центральное положение, чтобы его могли видеть все собравшиеся и избегать поворота к аудитории спиной. Часто во время выступления волнение презентатора выдают бессознательные движения (теребить часы, вертеть в руках маркер или щелкать ручкой). Чтобы не отвлекать и не раздражать слушателей лучше откладывать в сторону такого рода «игрушки» и стараться использовать их по мере надобности.
  3. Жестикуляция. Когда человек волнуется и нервничает, больше всего его выдают движения рук: он не знает, куда их деть. Найти применение рукам не так сложно. Достаточно держать руки в верхней части тела, то есть выше талии, и использовать широкие и открытые жесты, обращая свою ладонь в зал. Гармонично смотрятся жесты презентатора, когда свою речь он дополняет соответствующими движениями рук, что-то показывая или объясняя.
  4. Скорость речи влияет на восприятие информации аудиторией. Медленная, растянутая речь кажется скучной и неинтересной, в то время как слишком быструю сложно воспринять. Поэтому правило золотой середины будет кстати. Темп речи лучше варьировать на протяжении презентации, придавая тем самым нужную смысловую и эмоциональную окраску словам, делая акцент на той или иной фразе.
  5. Язык презентации. Дарья Соловьева советует никогда не извиняться за возможные ошибки в речи, если вы говорите не на своем родном языке. Язык изложения должен быть простым и понятным всей аудитории, но не примитивным. Keep it simple.
  6. Внешний вид. Одежда выступающего не должна быть яркой или вызывающей. Рекомендуется использовать классические цветовые гаммы: черную, серую, коричневую, синюю. Одежда должна быть максимально удобной и комфортной и не стеснять движения.
  7. Энтузиазм. Оратор должен говорить с энтузиазмом и страстью, зажигая своей речью весь зал, сам испытывать наслаждение и удовольствие от презентации. Срабатывает эффект зеркала: аудитория отражает настрой выступающего и его отношение к слушателям и к своей презентации. Позитивное отношение оратора к слушателям является залогом успеха.
  8. Эмоции. Выступая перед публикой, любой человек так или иначе нервничает. Но нервничать можно по-разному. «Хорошие нервы» держат в тонусе во время выступления, активизируют все ресурсы организма и заставляют работать на максимуме возможностей. «Плохие нервы» портят все, сводят на нет приложенные усилия и доставляют массу неприятностей. Что же является основной причиной появления страха и волнения? Плохо подготовленная презентация и боязнь провала. Failing to prepare is preparing to fail. Хорошо проработанная презентация практически исключает возможность провала, давая уверенность в себе и своих силах.
Приемы невербального общения при грамотном использовании дают 80% успеха презентации. При подготовке к выступлению следуют уделить им особое внимание.
Опубликовано в события. Метки: . 3 комментария »

комментария 3 to “Дарья Соловьева рассказала о невербальных средствах проведения презентаций”

  1. Мария Says:

    Хочу отметить, что пункты выступления Дарьи Соловьевой очень актуальны и я с ними полностью согласна. Кроме позиции №1 о зрительном контакте.
    Смотреть в аудиторию можно и нужно и не 3 секунды, а даже дольше, поворачиваясь сердцем к каждому, тем самым, по словам известного оратора в России Радислава Гандапаса, «мы настраиваем контакт с нашими слушателями, а слушаем мы сердцем».
    Насчет области третьего глаза. Это не приятно для собеседника, когда его партнер по общению смотрит между глаз. Если он сам не заметит, то его подсознание сыграет с Вами злую шутку, если Вы проделаете это. Оно считывает информацию так: «с ним что-то не так, внимание опасность».
    В глазах отражается весь процесс наших эмоций и палитра чувств, наши процессы мышления. Если партнер по общению Вам приятен, близок и Вы испытываете доверие к нему, то Ваши зрачки будут в норме или расширяться по мере зрительных контактов. Для нас в обычной жизни этот процесс не заметен. Но не для нашего сознания и тем более подсознания! Именно потому влюбленные смотрят друг другу в глаза, находя подтверждение тому, что партнер принимает и любит. Их зрачки расширяются, когда они смотрят друг на друга, так они проверяют друг друга на подсознательном уровне.
    Этот эффект является ключевым в некоторых видах рекламы, когда моделям «увеличивают» зрачки. Мозг считывает «я нравлюсь ему» и естественно, что я сделаю то, что говорит или предлагает мне партнер по общению, намного быстрее и с большим желанием.
    Каждый хороший следователь знает «секрет зрачка». Об этом сейчас все говорят, особенно после выхода популярного телесериала «Обмани меня» («Lie to me»), вдохновителем и консультантом которого является
    выдающийся американский психолог, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи Пол Экман. Он кстати является прототипом главного героя.
    А те, кто были на семинаре 17 февраля у Петра Осипова (который является коллегой, единомышленником Радислава Гандапаса), помнят, как Петр смотрел каждому в глаза и учил пришедших, «держать внимание в аудитории во время выступления, большую часть времени смотреть в глаза слушателям, равномерно распределять взгляд по всей аудитории (беседовать не с одним слушателем и не только с серединой зала, а со всей аудиторией; тогда у каждого слушателя появится ощущение, что вы с ним пообщались лично)». https://youngmanagers.wordpress.com/2010/02/18/masterklass_osipov/
    Коллеги, возможно, я не права и у Вас получиться настроить процесс общения данным способом. Если да, поделитесь своим опытом.
    С уважением, Мария Брыкалова

  2. Александр Чепкин Says:

    Мария, спасибо! я надеюсь, здесь мы сможем часто вести обсуждения событий МД АМР, потому что письмо и разговор суть составляющие полного понимания.

    я думаю, Дарья имела в виду, что не стоит задерживать взгляд на одном человеке дольше трех секунд, но при этом постоянно менять адресата своего взгляда. смотреть на всех, но недолго. мне кажется, это правильно, от длительного взгляда слушатель может почувствовать неловкость.

    про область третьего глаза мы уже говорили, и я тоже владею информацией, что это оказывает сильное бессознательное влияние — тот, на кого так смотрят, нервничает и чувствует себя неловко.

    но сегодня у меня появилась версия истолкования этих слов Дарьи. я вспомнил, что когда еще был подростком, то читал интервью одной артистки, которая мне тогда очень нравилась =) и она рассказывала, как ведет себя на концертах: чтобы каждый зритель думал, что ты смотришь именно на него, нужно смотреть чуть выше толпы — и никому в глаза конкретно. тогда людям кажется, что кумир время от времени смотрит ему прямо в душу. такая иллюзия возникает у кучи народа; все счастливы! =)

    если серьезно, то я не знаю, как «атака на третий глаз» зависит от расстояния и количества участников. возможно, эффект манипулятивного воздействия на эмоции работает на ближнем расстоянии и в личной беседе. а при общении с целой толпой, прием наоборот позволяет создать иллюзию, что ты всем посмотрел в глаза.

  3. Мария Says:

    Согласна с тобой, Александр!
    Думаю, что не очень правильно и я объяснила. Действительно, воздействие взглядом и коммуникация как процесс, зависят и от расстояния. Их, как выделяют социальные науки 4:
    интимное, личное, социальное и публичное.
    И в зависимости от этого, разные эффекты.
    Много есть по данному вопросу и в литературе.
    Я против игр и манипуляций. Я за открытое общение везде, даже в деловой сфере. От этого выигрывают все.
    Но каждому решать самому, куда и как смотреть, манипулировать или нет.
    Тут я приведу один мой любимый стих, автор Юрий Левитанский:

    «Каждый выбирает для себя
    Женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку —
    Каждый выбирает для себя»…


Оставьте комментарий